В истории мультипликации почти не осталось тайн.

Передо мной лежит толстая, 800 с лишним страниц, книга. Называется "Энциклопедия отечественной мультипликации", свежая, только что вышла. А написал ее один из авторов "Yтра", наш большой друг журналист Сергей Капков. Это не первая его книга (Сергей написал несколько книг об актерах и деятелях советского кинематографа), но по объему проделанной работы, вероятно, превосходящая все предыдущие вместе взятые.

Безусловно, стараниями всего лишь нескольких журналистов и редакторов, которые очень любят анимацию, даже во главе с таким фанатиком, как Сережа Капков, было невозможно издать полноценный академический справочник-энциклопедию. Но первый шаг на этом пути сделан: в издание вошло более тысячи биографий тех, кто посвятил себя мультипликации.

Представить на страницах энциклопедии "всех-всех-всех" было нереально в силу того, что подробная информация потребовала бы нескольких лет труда целого научного подразделения. Поэтому авторы изначально отказались от идеи представления в "Энциклопедии" исчерпыващего списка профессий, связанных с мультипликацией, - за бортом оказались фазовщики, прорисовщики, контуровщики, заливщики, ассистенты художников, операторов и режиссеров, а также представители административного аппарата студий.

Статьи, большая часть которых дана с фотографиями, делятся на две части: краткую биографию и фильмографию фигуранта. Никаких оценочных суждений в приведенных материалах нет, биографические материалы не претендуют на полноту, зато фильмографии даны исчерпывающие. Книга снабжена списком всех картин, упомянутых в статьях, цветными вкладками с кадрами из знаменитых мультфильмов и предваряется весьма подробным историческим обзором известного кинокритика Ларисы Малюковой (при участии киноведа Натальи Венжер).

Огромная часть информации получена из устных источников, благодаря личному знакомству авторов со многими из ныне здравствующих представителей профессии. В результате в справочнике представлено большинство известных режиссеров, художников-постановщиков, операторов, драматургов, композиторов, актеров озвучания, звукорежиссеров, мастеров изготовления кукол и некоторых других деятелей мультипликации, начиная со времени зарождения у нас этого вида искусства до сегодняшнего дня.

К сожалению, при работе над книгой не удалось воспользоваться некоторыми архивами ввиду их гибели или пропажи в постсоветское время, это в частности касается студии "Союзмультфильм". В процессе создания "Энциклопедии" составитель буквально по крупицам собирал сведения о некоторых аниматорах. А когда книга вышла - ее мини-презентация состоялась на Суздальском фестивале в начале марта, – многие деятели кино, особенно из бывших союзных республик, начали высказывать претензии об отсутствии на ее страницах того или иного достойного представителя профессии, что, безусловно, будет учтено в переизданиях.

Тут надо сказать, что анимационное кино стараниями очень небольшой группы промоутеров и журналистов постепенно выходит из подполья, становится если не общедоступным, то, по крайней мере, модным видом искусства. У нас пока нет кинотеатров, где крутят только мультфильмы, как когда-то в "Баррикадах", но появляются анимационные программы в некоторых кинозалах, центральные телеканалы начали инвестировать деньги в мультфильмы. И глядя на этот толстенный том, со всей ясностью понимаешь, что в России была и есть богатейшая история мультипликации, требующая дальнейшего осмысления. Да, у нас сегодня нет такой индустрии, как в Штатах или в Японии, но, листая страницы, осознаешь, что очень многие известные деятели культуры, чей артистизм и талант проявились в иных областях творчества - от Михаила Яншина, Алексея Грибова, Георгия Вицина, Василия Ливанова до Дмитрия Шостаковича и Альфреда Шнитке (перечислить здесь всех невозможно), - так или иначе отдали дань одному из самых сложных и вместе с тем благодарных жанров искусства.

Еще одно приятное качество книги, о котором хочется упомянуть отдельно, - в ней широко представлена "молодая поросль" российских мастеров, и это очень важно. "Энциклопедия" не замкнута на именах звезд, и на ее страницах можно увидеть фотографии подающих надежды режиссеров, даже если у них за плечами всего по одной картине. Мне кажется, что людей этих будет с каждым годом все больше, и когда-нибудь мы, надеюсь, увидим второй том издания, где будет новая тысяча имен.

автор: Игорь КАМИРОВ, 16 марта,
источник: http://www.utro.ru/articles/2007/03/16/633197.shtml

Similar entries

  • Когда я училась в школе, то записалась на курсы мультипликации. Мне хотелось попробовать свои силы в анимации, но я совершенно не представляла себе процесс создания мультфильма. Я предполагала, что мне придется очень много рисовать в течение 12 недель, и в конце курсов я покажу всем свой фильм, за который получу восторженные отклики. Однако спустя три месяца я смогла состряпать лишь вялый десяти секундный так и не законченный ролик, демонстрировавший зрителям катящийся мяч. Курсы завершились, а вместе с ними закатилась и моя карьера мультипликатора. В 16 лет мне стало очевидно, что миру не требуется еще один посредственный мультипликатор. Но как знать: возможно, если бы тогда мне попалась книга, подобная этой, сегодня я была бы неплохим аниматором.
    Тем не менее, я продолжала любить мультипликацию. И сегодня я работаю в этой сфере, хотя и не стала художником. Я сотрудница корпорации, помогающей аниматорам создавать короткие фильмы и сериалы и затем показывать их по телеканалу Cartoon Network. Иногда я все еще подумываю о том, чтобы создать собственный фильм, но пока все ограничивается набросками в блокноте. Но теперь я точно уверена, что если мне потребуется учебник-руководство по созданию фильма, я знаю, где его искать, - оно перед вами.
    Если вы читаете эти строки, скорее всего вы думаете о создании собственного фильма. Если вы чувствуете в себе желание создавать анимационное кино - осуществите его. Благодаря развитию технологий, сейчас сделать свой фильм гораздо легче, чем когда-либо ранее. Конечно, создание фильма - это тяжелый труд, вы проведете много времени, рисуя тысячи набросков, каждый из которых лишь немного отличается от предыдущего, и вам придется перерисовывать некоторые из этих рисунков по несколько раз, пока вы не доведете их до совершенства. Но после того как вы закончите, вы станете аниматором и у вас будет фильм!
    После того как вы покажите свой фильм общественности на фестевале или на открытом просмотре ASIFA (Международная ассоциация аниматоров), люди узнают ваше имя и познакомятся с вашим стилем рисования. Они будут считать вас забавным, или чувствительным и вдумчивым. Вы станете известным, и все захотят общаться с вами. Еще бы! Руководители анимационных студий будут запросто подходить к вам на фестевалях и предлагать выпить по чашечке кофе до четырехчасового показа. Более того, вы станете членом сообщества независимых аниматоров, создающих свои фильмы. Они влюблены в художественную форму и стремятся вдохнуть жизнь в неодушевленные объекты или же просто хотят, чтобы животные заговорили.
    Создав свой собственный мультфильм, вы займете подобающее место на пантеоне анимации. Не забывайте, что индустрия движется вперед отчасти благодаря независимым аниматорам.
    Все эти тайны и загадки анимации описаны в книге Марка Саймона. Если вам нужны еще аргументы для того, чтобы начать работу над собственным фильмом, то знайте: даже студенты, создающие собственные анимационные фильмы, обычно добиваются большего успеха в жизни. Кто же откажется от этого? Я уверена, что если бы у меня была такая книга в школе, я бы точно создала анимационный фильм или даже несколько и это вступление писал бы кто-нибудь другой... В любом случае я рекомендую вам прочитать ее и, по совету Марка, начать создавать свои собственные фильмы.

    Линда Сименски, старший вице-президент Original Animation, Cartoon Network

  • вступление

    Когда я училась в школе, то записалась на курсы мультипликации. Мне хотелось попробовать свои силы в анимации, но я совершенно не представляла себе процесс создания мультфильма. Я предполагала, что мне придется очень много рисовать в течение 12 недель, и в конце курсов я покажу всем свой фильм, за который получу восторженные отклики. Однако спустя три месяца я смогла состряпать лишь вялый десяти секундный так и не законченный ролик, демонстрировавший зрителям катящийся мяч. Курсы завершились, а вместе с ними закатилась и моя карьера мультипликатора. В 16 лет мне стало очевидно, что миру не требуется еще один посредственный мультипликатор. Но как знать: возможно, если бы тогда мне попалась книга, подобная этой, сегодня я была бы неплохим аниматором.
    Тем не менее, я продолжала любить мультипликацию. И сегодня я работаю в этой сфере, хотя и не стала художником. Я сотрудница корпорации, помогающей аниматорам создавать короткие фильмы и сериалы и затем показывать их по телеканалу Cartoon Network. Иногда я все еще подумываю о том, чтобы создать собственный фильм, но пока все ограничивается набросками в блокноте. Но теперь я точно уверена, что если мне потребуется учебник-руководство по созданию фильма, я знаю, где его искать, - оно перед вами.
    Если вы читаете эти строки, скорее всего вы думаете о создании собственного фильма. Если вы чувствуете в себе желание создавать анимационное кино - осуществите его. Благодаря развитию технологий, сейчас сделать свой фильм гораздо легче, чем когда-либо ранее. Конечно, создание фильма - это тяжелый труд, вы проведете много времени, рисуя тысячи набросков, каждый из которых лишь немного отличается от предыдущего, и вам придется перерисовывать некоторые из этих рисунков по несколько раз, пока вы не доведете их до совершенства. Но после того как вы закончите, вы станете аниматором и у вас будет фильм!
    После того как вы покажите свой фильм общественности на фестевале или на открытом просмотре ASIFA (Международная ассоциация аниматоров), люди узнают ваше имя и познакомятся с вашим стилем рисования. Они будут считать вас забавным, или чувствительным и вдумчивым. Вы станете известным, и все захотят общаться с вами. Еще бы! Руководители анимационных студий будут запросто подходить к вам на фестевалях и предлагать выпить по чашечке кофе до четырехчасового показа. Более того, вы станете членом сообщества независимых аниматоров, создающих свои фильмы. Они влюблены в художественную форму и стремятся вдохнуть жизнь в неодушевленные объекты или же просто хотят, чтобы животные заговорили.
    Создав свой собственный мультфильм, вы займете подобающее место на пантеоне анимации. Не забывайте, что индустрия движется вперед отчасти благодаря независимым аниматорам.
    Все эти тайны и загадки анимации описаны в книге Марка Саймона. Если вам нужны еще аргументы для того, чтобы начать работу над собственным фильмом, то знайте: даже студенты, создающие собственные анимационные фильмы, обычно добиваются большего успеха в жизни. Кто же откажется от этого? Я уверена, что если бы у меня была такая книга в школе, я бы точно создала анимационный фильм или даже несколько и это вступление писал бы кто-нибудь другой... В любом случае я рекомендую вам прочитать ее и, по совету Марка, начать создавать свои собственные фильмы.

    Линда Сименски, старший вице-президент Original Animation, Cartoon Network

  • Выставки в столице Франции заявляют о том, что анимационные ленты здесь были в ходу еще до известных братьев Люмьер. В конце XIX в. Ш.-Э. Рено изобразил «светящееся представление», где изображения, сменяя друг дружку, создавали ровное движение. Длительное время подобные представления были очень популярны, но с появлением небезызвестных братьев Люмьер про игру изображений прочно позабыли. Но ненадолго. После Рено «одушевлением изображений» занялся виртуоз Э. Коль, который обучался у известного карикатуриста, и принимал участие в крупных организациях художников.

  • Глава 1. Частота кадров

    Частота кадров фильма составляет 24 кадра в секунду (Fps), частота кадров стандарта NTSC (National Television System Committee) для США и Японии составляет 30 кадров в секунду, частота кадров стандарта PAL (Phase Alternate Line) для Европы, Гонконга и Ближнего Востока, а также стандарта SECAM (Sequential Cmileur Avec Memoire) для России - 25 кадров в секунду. С какой же частотой снимать фильм? Есть два разных ответа.
    Обычно фильмы снимаются с частотой 24 кадра в секунду. Основной причиной является то, что 24 кадра в секунду означает меньше кадров, чем при 30 кадрах в секунду. Меньшее число кадров позволяет вам уложиться в рамки гра¬фика и сэкономить деньги.

    Даже если, в конце концов, ваш фильм предназначен для видео, вы все равно, скорее всего, выберите 24 кадра в секунду. На каком-либо этапе цифрового производства или нелинейного монтажа вы сможете конвертировать ваш анимационный фильм с 24 кадров в 30 кадров в секунду. Преобразовать фильм можно только при сохранении его в формате AVI или MOV (расширения видео файлов для Windows и Macintosh), В некоторых программах мож¬но установить параметр Time Stretch на 125% или Clip Speed на 80% [30 / 24 = 80] для создания такого же эффекта и экспортирования в кадры. При преобразовании из 24 в 30 кадров в секунду вы не заметите различий в самом фильме. Если задуматься, все фильмы, художесгвепные и анимационные, снимаются с частотой 24 кадра в секунду, а затем выходят на видео с частотой 30 кадров в секунду, и мы не видим никакой разницы.
    А стоит ли вообще когда-нибудь снимать с частотой 30 кадров в секунду? Когда проект сочетает съемки живых актеров, поверх которых вы хотите наложить анимационные персонажи, необходимо вставлять анимацию в каждый кадр. Это необходимо для того, чтобы привязать анимацию ко всем движениям живых актеров. Если не добавлять анимацию в каждый кадр, персонажи могут съехать в фон и весь эффект анимационных персонажей, сосуществующих вместе с живыми актерами в кадре, не будет выглядеть естественно.
    Анимация и без того требует немало времени и средств, поэтому, по возможности, снимайте с частотой 24 кадра в секунду.

  • Времена меняются. Несколько лет назад весь мой дом и офис были завалены сотнями пленок с рисунками, или кадров. Пленки были дорогими, краски были дорогими, камеры и штативы также были дорогими. Одним словом, создание фильмов было дорогим. Ох, как нелегко было сохранить пленки чистыми и без отпечатков пальцев. Рисование отнимало много времени. Создание короткометражного анимационного фильма означало, что вам необходимо было пожертвовать несколькими месяцами жизни и всем свободным пространством в вашей квартире. Я также был ограничен в количестве слоев пленок, которые можно было наложить один на другой, и поместить перед камерой. Таким образом, ограниченная анимация становилась по настоящему ограниченной.
    Для того чтобы рисовать на пленке, необходимо было вначале нарисовать изображение на ее лицевой стороне. Затем следовало перевернуть пленку и накладывать слои краски на обратной стороне. Любая ошибка означала, что придется начинать все сначала на новой пленке. Чтобы исключить попадание отпечатков пальцев на целлулоид, приходилось все время работать в НИТЯНЫХ перчатках. Во время съемки все пленки требовалось расположить в определенном порядке. Несмотря на то, что все пленки по отдельности были прозрачными, будучи сложенными в стопку, они давали изображение, далекое
    От идеала, и мы не могли использовать больше 5-7 слоев одновременно. Каждый слой также должен был оставаться в одном и том же положении, иначе можно было заметить некоторый сдвиг цветов и объектов в фильме.

    Теперь, благодаря развитию в компьютерной области и появлению мощных систем, все изменилось. Создавать собственные фильмы для независимых аниматоров стало гораздо проще, быстрее и дешевле благодаря компьютерам и специальным приложения для анимации. Создание рисунков в компьютере проходит быстро и легко, изменить цвета можно простым нажатием одной кнопки. Ограниченная анимация теперь стала менее ограниченной, камера перемещается более плавно и быстро. Больше нет ограничений на количество используемых слоев, а внесение изменений не означает необходимость начинать весь процесс заново. Анимационный фильм теперь можно изменить или дополнить довольно легко, причем на любой стадии производства.
    Компьютерная анимация также расцветает. Эффекты, реализм изображения и движение камеры, возможные сейчас, были недоступны ранее. Несмотря на то что в этой книге по большей части мы рассматриваем рисованную анимацию, большинство глав касается всех видов анимации персонажей, включая и целлулоидную, и компьютерную, и другие виды анимации.
    Стремительно падающие цены на компьютеры и оборудование сделали покупку средств для создания фильмов доступной для миллионов людей. Несмотря на то, что профессиональное оборудование по-прежнему может стоить недешево, можно приобрести все необходимое для создания собственных фильмов всего за несколько тысяч долларов.
    Несколько лет назад, когда я впервые столкнулся с анимацией, нехватка свободного пространства, времени, денег и оборудования оттолкнули меня от этой работы, и я был вынужден некоторое время заниматься созданием фильмов с участием живых актеров. Когда я впервые познакомился с программой Macromedia Director и ее возможностями в области создания анимации, я с головой погрузился в мир цифровых персонажей. Я начал быстро обзаводиться все новыми устройствами и программным обеспечением, что позволило мне повысить качество моих анимационных фильмов. С тех пор я создал две анимационные компании, выпустил множество рекламных роликов и короткометражных фильмов и получил немало премий за свою анимацию, при этом используя оборудование, доступное практически каждому.
    Одной из созданных мною серий коротких анимационных фильмов, является «Уроки природы для Тимми». Тимми на собственном примере демонстрирует, как нельзя поступать с дикой природой. Благодаря созданию этих серий мы не только отлично повеселились в студни во время работы. Они стали своего рода визитной карточкой моей компании и всех при¬нимавших участие в работе над этим проектом.
    Мы подробно рассмотрим все этапы создания третьего эпизода сериала, названного «Lesson 3», или «Урок 3». Проследив за всем процессом создания анимационного эпизода, вы сможете лучше понять суть анимации или позаим-ствовать некоторые идеи, чтобы сделать производство своих фильмов более эффективным. Чем больше вы знаете о каждом этапе создания анимации, тем больше вы ценитесь как специалист. Вы сможете предвидеть и избегать возможных неприятностей. А кроме того, анимация - это весело!
    Работа больших студий слегка различается, но в общем процесс производства такой же, как и описанный здесь, при создании крупных проектов трудится множество специалистов, о которых я не буду упоминать в этой книге. Небольшие студии и независимые аниматоры могут работать быстрее, и один человек обычно выполняет несколько ролей.
    При создании собственного проекта вы можете пропустить некоторые описанные здесь шаги, но общее понимание всего процесса производства, несомненно, будет полезно для всех аниматоров.
    Мы расскажем обо всех используемых нами приложениях и программах, также вместо них можно использовать альтернативные продукты других производителей. Естественно, со временем производительность и быстродействие компьютеров увеличится, но вам необязательно покупать самые быстрые компьютеры для создания своего фильма. Даже более старые системы, чем используемые нами, будут работать вполне удовлетворительно, а более новые и совершенные компьютеры появятсл еще до того, как эта книга появится в магазинах.
    На приложенном к книге компакт-диске «Lesson 3» был специально расширен и модифицирован для этой книги. В оригинальном эпизоде нет диалогов. Так как диалоги для многих аниматоров являются важной частью фильма, мы добавили одну сцену, в которой персонаж разговаривает, чтобы показать, как легко записать голос и осуществить синхронизацию движения губ для ваших персонажей.
    На компакт-диске также имеются различные сюжегы и полная версия «Lesson 3».
    На нем вы также найдете демонстрационные версии некоторых приложений для анимации и создания звука, которые мы упоминаем в этой книге. Таким образом, вы сможете попробовать поработать с ними перед покупкой.
    По мере того как наша книга вдохновит вас на создание своего фильма и вы будете засиживаться за работой далеко за полночь, постарайтесь начать с создания короткого фильма. Ведь даже для создания минутного фильма может потребоваться несколько месяцев ежедневного труда.
    Внимание: анимация может полностью поглотить все ваше время. Через несколько месяцев после прочтения книги вы неожиданно обнаружите себя в окружении гор пленок и эскизов, а также коробок из-под пиццы. А принятие ванны будет откладываться на следующую неделю. Все это будет свидетельство¬вать о том, что вы присоединились к сообществу людей с самой замечательной профессией в мире - аниматор.

    Книга, подобная этой, не появляется сама но себе. Многие люди потратили немало времени и усилий, работая над ее частями.
    Я хочу поблагодарить Ти Джея (TJ.) за его талант и желание работать со мной над сериалом «Уроки природы для Тимми» - его дизайн был просто потрясающим. Ар Би (R.B.), выдающийся талант, добавил свои штрихи к дизайну и анимационным эпизодам. Розанна отлично потрудилась над стартовой заставкой. Нам удалось создать потрясающие фоновые изображения и разметки благодаря Ти Джею, Ар Би и Джей Пи (J.P.). нашему художнику фоновых сцен. Спасибо вам всем.
    Благодарю команду Sound'O'Rama, Кей Си Лэднср (К.С. Ladnier), Кэйз Аль-Атракчи (Kays Al-Atrakchi) и Стивена Бэка (Steven Bak) за поддержку нашего проекта. Без вашей музыки и звукового сопровождения у нас бы ничего не по-лучилось.
    Благодарю поставщиков программного обеспечения, ответивших на мои вопросы, приславших демонстрационные версии и иллюстрации.
    Благодарю моих ассистентов, которые помогли мне не сойти с ума окончательно, в ходе работы над этой книгой, управления двумя компаниями и создания бесчисленных короткометражных фильмов, Я хочу поблагодарить .Анджелу Баррига (Angela Barriga) и Джереми Тэйта (Jeremy Tate) за помощь в перепечатке длинных и интересных интервью и за сотрудничество при создании «Уроки природы для Тимми». Я также хочу от всей души поблагодарить Карла Хэглунда (Karl Haglund) за его поддержку7 и обучение других ассистентов, обеспечение работоспособности компьютеров, починку всего, что требовалось починить и за множество других вещей. Я должен также поблагодарить его жену Джиллиан, не возражавшую против многих часов, проведенных Карлом в студии.
    Спасибо команде Focal, особенно благодарю Эми Джоллимор (Amy Jollymore) за редактуру.
    Я также хочу поблагодарить своих родителей: маму-за поддержку всех моих безумных идей и веру в мой успех, отца - за то. что научил меня отвечать за свои слова,
    Конечно, наибольшей благодарности заслуживает моя жена Джин (Jeanne) и дети Люк и Рис (Luke & Reece). Их любовь помогла мне преодолеть все препятствия.